Фрагмент прямого эфира от 01.02.2014
Е.СУРОВ: Нас, оказывается, слышит Гарри Каспаров. Гарри, приветствуем вас! Вы у нас сейчас в эфире, я надеюсь.
Г.КАСПАРОВ: Здесь не работает интернет, только скайп. Поэтому я не вижу текста партий. Могу только ориентироваться на ваши уверения, что там кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Е.СУРОВ: А вы совсем не видели партию [Накамура - Карлсен]? Или вы следите за ней?
Г.КАСПАРОВ: Я только пришел в гостиницу. Скайп вроде работает, пробивается, а вот интернет пока только чинят.
* * *
Е.СУРОВ: ...Сыграно 39.Nc4. И после 39...Qхe4 Хикару схватился за голову.
Г.КАСПАРОВ: Правильно сделал.
Е.СУРОВ: И сороковой ход – тут Хикару вообще, судя по всему, ошибся. Он пошел 40.Qh5.
Г.КАСПАРОВ: Очень странно. Вообще игра белых выглядит крайне странно. Просто человек… Конечно, такую позицию не выиграть – это горе. А у Хикару что, цейтнот?
Е.СУРОВ: Сильного цейтнота не было. Когда он пошел 37.d6, там оставалось примерно 12 минут у Хикару и, в общем-то, всего несколько ходов оставалось до контроля. Но было видно, что он нервничает. Он получил выигранную позицию…
Г.КАСПАРОВ: Он же вообще, по-моему, у Магнуса еще ни разу не выиграл в классику.
Е.СУРОВ: Да. А у вас были когда-нибудь неудобные соперники? Вот так, чтобы очень неудобные?
Г.КАСПАРОВ: Крамник.. Ну, это понятно. Лотье, как ни странно, если уж брать гроссмейстеров послабее. С Борисом Францевичем Гулько у меня были большие проблемы. Может быть, кстати, самые большие. Так что бывало.
А что там сейчас происходит?
Е.СУРОВ: Сыграно 40.Qh5, и сейчас Карлсен думает, у него еще есть семь минут. И после того, как он сделает ход, обоим уже добавится по часу времени.
Г.КАСПАРОВ: Как я понимаю, белые уже выиграть не хотят, им уже надо просто спасаться, видимо.
Е.СУРОВ: Машина говорит, что 40...Rd3 уже просто выигрывает. Или почти выигрывает.
Г.КАСПАРОВ: По весу, так и должно быть, потому что белые стоят просто безобразно. Жесткий ход, да. Я думаю, что Магнус должен без особых хлопот такой ход поднять. Это такой очень плотный ход. Здесь даже не столько расчет, сколько на правильную постановку фигуры.
Е.СУРОВ: Но здесь еще важно психологическое состояние, потому что Магнус все понимал, и по его лицу это было видно...
Г.КАСПАРОВ: Да нет, здесь нет такого "понимания". Магнус играет в шахматы конкретно. Это он понимал тридцать минут назад, а сейчас он понимает, что выигрывает. Я почти готов поручиться, что 40...Rd3 будет сыграно. Ну, здесь такой красивый отход, так он, по крайней мере, выглядит. Думаю, что он так и сыграет. Уж слишком плотный ход, чтобы он его не сделал.
Е.СУРОВ: Сейчас уже шесть минут осталось. За шесть-то минут должен найти.
Г.КАСПАРОВ: Просто ход очень плотный. А 40.Nе3 вместо 40.Qh5 держало позицию, наверное? Это естественный ход, сохранялась активность ферзя... Белые не проигрывали.
Е.СУРОВ: Да, с ходом 40.Ne3, во всяком случае, если верить машине…
Г.КАСПАРОВ: Тут даже не машине, тут и по виду, мне кажется... Очень плотный ход, и у белых, наверное, не хуже. Разные угрозы сохраняются – например, Qf5 с разменом...
Е.СУРОВ: Гарри, расскажите нам вот о чем. Вы же сейчас в Африке находитесь?
Г.КАСПАРОВ: Да, в Африке. А что надо рассказать?
Е.СУРОВ: Что вы там делаете, и как идут ваши дела?
Г.КАСПАРОВ: Дела у меня отлично в Африке идут! Африканские федерации гораздо больше озабочены будущим шахмат, чем многие европейские.
Е.СУРОВ: Вот так вот, да?
Г.КАСПАРОВ: Конечно. Например, больше, чем Швейцарская федерация. Здесь все хорошо, очень хорошие приемы, я очень доволен. Скоро это все истории будут у нас выложены, какие-то фотографии уже можно видеть на Фейсбуке, а сейчас будет и подробный отчет. Я был в Дакаре, в Абиджане – это Сенегал и Кот-д’Ивуар. Потом в Гане, Нигерии, дальше еду в Танзанию, в Южную Африку. То есть у меня здесь большое турне. И я в общем очень доволен и приемом, и отношением к шахматам, и тем, что здесь очень хорошо идут образовательные шахматные программы.
Е.СУРОВ: Вы были правы – только что сыграно 40...Rd3.
Г.КАСПАРОВ: Ну, это просто плотный ход. Тут я могу поручиться, что Магнус просто мыслит такими категориями. А что было тридцать минут назад, его уже не волнует.
Е.СУРОВ: А вот как бы вы все это объяснили – все, что произошло в этой партии? Потому что все уже «похоронили» Магнуса, в том числе у нас в пресс-центре. Все, кроме Генны [Сосонко]. Сколько бы мы ни говорили, что Магнус выигрывает, а Генна говорил: ну, еще не все ясно. И все-таки: чем такая ситуация объясняется?
Г.КАСПАРОВ: Она объясняется тем, что все-таки есть огромное нервное напряжение у всех, кто с ним играет. Хикару просто сломался. Он получил шанс – все-таки он никогда не выигрывал у Магнуса в классику, если я не ошибаюсь, и он просто не выдержал этого напряжения. Это бывает. Также случалось, когда Фишер играл, когда Карпов играл, когда я играл. Часто ломались очень сильные шахматисты буквально в шаге от победы. А Магнус… Скажем так, чтобы выиграть партию, нужно сделать очень много точных ходов. А здесь уровень сопротивляемости на порядок выше, чем, скажем, в других партиях. И для Хикару это оказалось неподъемным. А потом понятно, что там выигранная позиция. Но чуть-чуть не туда – все обострилось, и ты уже начинаешь нервничать. Ошибки, как известно в одиночку не ходят.
Е.СУРОВ: Да, это правда.
Г.КАСПАРОВ: Так что ничего особо удивительно я в этом не вижу. Удивительное, конечно, в том, что позиция была выигранная совершенно. Но там же не мат ставился, надо было еще подумать, требовались еще какие-то усилия. И эти усилия оказались для Хикару неподъемными. А так – была интересная партия, он хорошо играл.
Е.СУРОВ: Это была не просто хорошая партия – он имел возможность обыграть двух чемпионов мира подряд. Вчера он выиграл у Ананда…
Г.КАСПАРОВ: Да, вчера выиграл у Ананда, эту партию я видел. Тоже была довольно забавная партия. Но опять же, она еще раз показывает разницу в классе Ананда и Карлсена сегодня. Ананд довольно безропотно проигрывает, уровень сопротивляемости у него, конечно, резко понизился.
Е.СУРОВ: Как вы считаете, ему стоило соглашаться играть в Ханты-Мансийске?
Г.КАСПАРОВ: Я не знаю, какие цели он преследует. Выиграть этот турнир, я думаю, он не может. Может, ему хочется хоть как-то отреваншироваться, выиграть хоть какие-то партии? Но мне кажется, что представить Ананда, выигравшего кандидатский турнир, невозможно. По причинам чисто шахматным, но и психологическим. Чтобы выиграть турнир, нужно очень сильно желать сыграть с Карлсеном. А я не думаю, что у Ананда есть такое большое желание сейчас.
А как там сегодня сыграл Аронян?
Е.СУРОВ: Аронян с Гельфандом сделали ничью. Это первая партия в турнире, когда игра закончилась вничью задолго до сорокового хода, и по правилам они должны были сыграть быструю партию. Но эта партия не играется – видимо, решили не мешать тем, кто играет в классику. Просто потому, что технически не предусмотрено, где бы она могла быть там сыграна. Тем не менее, эта ничья была достаточно интересная. Сыграла и вторая пара - Каруана с Анандом. Мы так увлеклись разговором, что я не заметил. Они сыграли вничью.
Г.КАСПАРОВ: Ого, Ананд уже пол-очка набрал!
Е.СУРОВ: Сейчас это можно расценивать как событие, да?
Г.КАСПАРОВ: Нет, ну это так, ирония.
Е.СУРОВ: Кстати, не пол-очка, а очко. Турнир по таким правилам играется.
Г.КАСПАРОВ: Просто мне кажется, что в Ханты-Мансийске довольно сложно представить себе иной результат, кроме как победа Крамника или Ароняна.
Е.СУРОВ: Вот так, да?
Г.КАСПАРОВ: В данном случае, я исхожу из того, что… Как я говорил в Индии: у Карлсена был самый сильный союзник – история. Потому что смена была неизбежна: было слишком очевидно, что Ананд «пересидел», и Магнус должен был занять место. Хотя, потребовалось, конечно, еще поиграть в шахматы, чтобы это доказать. И сейчас, мне кажется, есть некая шахматная логика: только два человека могут с ним бороться. Думаю, что все равно Магнус будет фаворитом, но, по крайней мере, два человека могут создать ему гораздо больше проблем, чем Ананд. И это, конечно, Крамник и Аронян. Поэтому мне трудно представить, что турнир может закончиться с иным результатом.
Е.СУРОВ: Скажите, а вы лично за каким матчем следили бы с бόльшим интересом: Карлсен – Аронян или Карлсен – Крамник?
Г.КАСПАРОВ: Оба матча будут для Магнуса тяжелыми. Тяжелее, чем с Анандом, я в этом не сомневаюсь. Это будет типа матча-реванша. Потому что очень короткий срок – год, и Магнусу надо будет как-то понять, что это серьезный вызов, потому что и тот, и другой создадут ему проблемы. Он все равно сильнее, и я считаю, что он должен выигрывать матч, но это будет гораздо более трудным испытанием, чем матч в Индии с Анандом.
...А сейчас, по-моему, уже все понятно: Магнус выигрывает и эту партию, и турнир.
Е.СУРОВ: Интересно, что полчаса назад мы считали, что Накамура выигрывает эту партию и турнир, поскольку победитель этой партии на два очка оторвется от ближайшего соперника.
Г.КАСПАРОВ: Ну, два очка – это условно, это одна победа. Магнус же и блиц начал очень неуверенно. Правда, потом две последние выиграл. Причем, по-моему, у Ананда он выиграл ходов в двадцать, да?
Е.СУРОВ: Вы видели, да? Там была красивая жертва ферзя.
Г.КАСПАРОВ: Ты имеешь в виду, Qh8?
Е.СУРОВ: Ne8, там до Qh8 не дошло.
Г.КАСПАРОВ: Да-да, я понимаю. Но там выигрывало, наверное, уже всё. Просто показательно, что Ананд получил мат в двадцать ходов.
Е.СУРОВ: Да, от Карлсена.
Г.КАСПАРОВ: Да. А потом еще и Ароняну проиграл в обычные шахматы, тоже без всякой борьбы. Про партию с Накамурой я уж и говорить не буду.
Кстати, а Накамура там еще не сдался?
Е.СУРОВ: Нет, у него еще есть час времени. Я думаю, что в такой ситуации никто не сдастся.
Г.КАСПАРОВ: Час времени есть, осталось выяснить, а есть ли еще ходы? Ему просто грозит b5, если в лоб. Угроза b7-b5.
Е.СУРОВ: А вот как бы вы сейчас за белых сыграли?
Г.КАСПАРОВ: Не знаю, как за белых сыграть, я не понимаю, кого куда ставить. Что-то даже не вижу. Rh4 нельзя ходить – там шах на е1 закончит партию. Может, надо пойти Ka1?
Г.СОСОНКО: Алло, меня слышно? Я хочу сказать, что дополнительная партия между Гельфандом и Ароняном закончилась победой Ароняна. И другая партия, которая игралась между Фабиано Каруаной и Вишванатаном Анандом, закончилась повторением ходов. Таким образом, сейчас играется только одна партия, о которой вы только что говорили.
Г.КАСПАРОВ: Я думаю, что я уже вряд ли дождусь ее окончания. Победный ход Магнус сделал, а дальше, я думаю, он доведет рукой.
Е.СУРОВ: Мы благодарим вас! Спасибо за включение. Если вы не видели партию, то включились в самый кульминационный момент сегодняшнего дня.
Г.КАСПАРОВ: Повезло. Счастливо!
Е.СУРОВ: Спасибо большое. Это был Гарри Каспаров.