Шахматы в школы? Нет проблем

Время публикации: 25.08.2011 16:52 | Последнее обновление: 25.08.2011 17:07

Шахматы в школы?

Нет никаких проблем. Шахматы в школе были всегда. В 1993 году в самый разгар перестройки, когда инженерный труд стал никому не нужен, я предложил директору школы №549 рядом с моим домом Осокиной И.И. открыть в ее учебном заведении шахматный кружок. Директор ответила: «Да!». В районном Доме детского творчества меня приняли по совместительству педагогом дополнительного образования по шахматам для работы на базе школы – две группы по шесть часов в неделю.

В дальнейшем кружок превратился в школьный шахматный клуб «От первого хода до победы». Название клуба придумал пятилетний мальчик Вадик Марталлер, так он назвал свою рукопись – учебник шахмат. Сейчас Вадику 12 лет, он шахматист первого разряда с двумя баллами кмс.

В настоящее время в Санкт-Петербурге в школах открываются отделения дополнительного образования. Школы с радостью приветствуют шахматные кружки. С деньгами всё просто – принцип подушного финансирования. Есть группа учеников-шахматистов – есть и фонд заработной платы педагога. Вопрос только в педагогах. Здесь выручают пенсионеры и студенты. Из воспитанников нашего шахматного клуба пятеро, поступив в университеты, с удовольствием работали в школах. Сейчас трое из них, получив высшее образование, стали профессиональными педагогами. Перейдя в пенсионный возраст, я завершил свою профессиональную инженерную работу и на постоянной основе являюсь педагогом дополнительного образования.

Немного о практике работы в школе.

Минимальный инвентарь:

- 10 комплектов шахмат с картонными досками;
- 10 шахматных часов;
- демонстрационная доска с фигурами (я сделал её сам);
- раздаточный материал (задачи на мат в 1, 2, 3 хода, выиграть ферзя, выиграть фигуру, найти лучший ход – набираю на компьютере и распечатываю в нужном количестве).

Собственно всё. Дешевле только шашки.

Школьный шахматный клуб - это место отдыха детей. Основной состав занимающихся - младшие школьники. Учебная программа в школе и так перегружена, поэтому в шахматном клубе решается задача психологической разгрузки детей. Шахматы - это ИГРА. Дети играют. При этом прекрасно сочетается приятное с полезным. В процессе игры воспитываются умения сосредоточиться, подчиняться правилам, уважительно относиться к соперникам, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить. Ребенку нельзя поручить инженерную работу, а вот играть в шахматы он может. Шахматы - это прекрасная модель работы Инженера с большой буквы. Чемпионами становятся единицы, а в большой степени интеллектуальный потенциал страны составляют люди, научившиеся в детстве играть в шахматы.

Каждый школьный педагог, конечно, знает, что много внимания при работе с детьми приходится уделять вопросам дисциплины. Когда на очередной аттестационной комиссии меня спрашивают, как я работаю с детьми по образовательной программе, то я говорю, что сия программа занимает второе место, а на первом стоит обеспечение безопасности детей. Школьники приходят в клуб со своими школьными проблемами и конфликтами. Улаживание конфликтов зачастую решается по методике телевизионных боевиков с драками и пинаниями друг друга ногами. Так что вопросам безопасности детей, в том числе и психологической, приходится отводить приоритет.

Шахматы - это и спорт. Хотите вы или нет, но в школьном шахматном клубе появятся разрядники. По моему практическому опыту из ста детей, научившихся играть, трое достигнут уровня первого спортивного разряда. Детям, которые достигли силы игры III разряда и выше, необходимо уделять особое внимание и работать с ними в отдельной группе. Два дня в неделю я выезжаю с ними на районные шахматные турниры и чемпионаты; кроме того, в субботу определены часы для занятий с этими ребятами. Сейчас в нашем школьном шахматном клубе один мастер ФИДЕ, один кандидат в мастера, шесть шахматистов первого разряда.

Зарплата педагога в школьном шахматном кружке при нагрузке 20 педагогических часов в неделю (две шестичасовые группы второго года обучения и две четырехчасовые первого) составляет примерно 15 тысяч рублей в месяц. Когда появятся шахматисты-разрядники, можете открыть группу  спортивного совершенствования и увеличить свою зарплату до 20 тысяч. Отпуск у педагогов составляет 6 недель, так что летом практически вы отдыхаете. Для пенсионера замечательная и творческая работа.

Борьба ФИДЕ и, в частности, РШФ за включение шахмат в программу школьного образования протекает не совсем в нужном, с моей точки зрения, направлении. Дополнительное шахматное образование в школе - это и есть решение важнейшей для России задачи воспитания творчески мыслящих юных поколений граждан России.

 

Лучшие юные шахматисты шахматного клуба нашей школы:

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

  

    

  

Мастер ФИДЕ Анна Стяжкина (1997 г.р.)

Кандидат в мастера Анастасия Назарова (2001 г.р.)

Вадим Марталлер (1999 г.р., I р.)

Дмитрий Иванов (2001 г.р., I р.)

Максим Наппу (2003 г.р., I р.)

Александр Савастра (1998 г.р., I р.)

Вячеслав Черненко (1997 г.р., I р.)

Станислав Абрахин (1998 г.р., I р.)

Никита Стяжкин (2004 г.р., II р.)

Екатерина Зиновьева (2002 г.р., III р.)

Александр Малышев (2002 г.р., III р.)

А это я, И.П. Игнатьев (1947 г.р, I р.), и Настя Назарова


  


Смотрите также...