Максим Длуги: "Пошли с дочкой в магазин, купили фломастеры и - пошло"

Время публикации: 30.05.2012 13:05 | Последнее обновление: 30.05.2012 13:09
Аудио: 

You may need: Adobe Flash Player.

28.05.12

Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News, и с нами Максим Длуги. Мы раскроем маленький секрет – он сегодня стал, ну, наверное дебютантом в искусстве живописном. Или это ваша не первая выставка?

М.ДЛУГИ: Первая.

Е.КЛИМЕЦ: Вот. Я уточню немножко для наших слушателей, что сегодня в пресс-центре матча на первенство мира появилась выставка картин, все из которых принадлежат, скажем так, перу Максима Длуги. Правда, из чего перо, я пока не очень знаю, надеюсь, что он нам расскажет про технологии своих рисунков, и вообще, как родилась идея этих картин, как долго вы этим занимаетесь, почему эта выставка появилась здесь и так далее.

М.ДЛУГИ: Ну, начну с последнего вопроса. Выставка появилась здесь, потому что организатор чемпионата мира пытается показать, что есть такой срез между шахматами и искусством. И даже мотивировал журналистов найти как можно больше значимых, определяющих таких факторов совместных между этими двумя компонентами жизни. Я начал заниматься этим делом давно, лет пятнадцать, наверное, если не больше, назад. То есть в основном были маленькие рисуночки, такие зарисовочки карандашом. А потом как бы разошелся, нашел свое, нашел, что у меня очень хорошо получается фломастерами, но, правда, есть уже работы и краской, и темперой, и маслом. Но все-таки мой любимый жанр – это фломастер на картоне. Он мне импонирует. Потому что даже небольшое количество цветов, которые есть у фломастеров, их, в принципе, достаточно для того чтобы передать настроение, чувства и какие-то идеи и фантазии. Мне показалось, что это будет правильный момент для показа своих работ, потому что все-таки в Третьяковской галерее как бы и идет такое обольщение журналистов искусством. Почему бы собственно не добавить в этот огонь чуть-чуть дровишек.

Е.КЛИМЕЦ: Я, конечно, могу ошибаться, но, по-моему, вы раньше нигде не показывали свои рисунки? Или показывали?

М.Длуги: Ну, я особо не показывал, единственное – на Chesspro появилась пара моих работ, связанных с интервью, которое Маша Фоминых взяла. А все остальное – своим друзьям и так далее. Некоторые из них приобрели мои работы.

Е.КЛИМЕЦ: Это, наверное, очень гордо: первая выставка и в Третьяковской галерее?

М.ДЛУГИ: Да, это звучит замечательно!

Е.КЛИМЕЦ: Немножко подробней расскажите: все-таки стиль у вас особенный. К какому направлению себя относите, либо это что-то свое?

М.ДЛУГИ: Естественно, это абстрактное такое искусство. То есть я предоставляю зрителю вопрос, что тут нарисовано. И каждый может найти что-то свое, находить какие-то интересные для себя детали. То есть у меня нет никаких... Якобы делаю какие-то идеи, вот как мне это кажется в данный момент. Вот у меня даже был момент сегодня... Я когда называл картины, уже один раз этот процесс прошел, и где-то на компьютере у меня это осталось. Так вот я явно назвал по-другому часть картин, чем первый раз. Это такая история, которая просто очень интересна. Мне нравится то, что получается, и соответственно мне нравится самому смотреть на эти работы, поэтому я буду этим заниматься и дальше. Сейчас вот последняя моя работа, которая закончилась уже после того, как матч на первенство мира начался, - вот эта шахматная позиция из партии Шабалова, где он пожертвовал ферзя, подставил его под коня и слона

Е.КЛИМЕЦ: Угу.

М.ДЛУГИ: Ферзь d7-b5, после чего грозит мат: Qxb2, и на любое взятие – Nb3 мат. То есть интересно, что можно взять ферзя на одном и том же поле двумя разными фигурами, но мат получится тот же самый. Это редкость.

Е.КЛИМЕЦ: То есть вас Шабалов в каком-то смысле вдохновил?

М.ДЛУГИ: На самом деле я посмотрел задачник Славина и нашел интересную позицию.Собственно выбрал позицию и решил, что такую позицию нарисую. Тут у каждой фигуры своя жизнь, на самом деле. Если посмотреть внимательно, то есть там пешечки, которые вдали от действия. Одна вообще с шариком воздушным, потому что уже её как бы ничего не калышит, уже скоро мат. Пешечка, которая как скаут такой – шпион на e5, она уже всё поняла, всё увидела, она изогнулась от ужаса, потому что понимает, что всё: дело плохо. И даже такой предвестник, красная маска дьявола, не знаю, на этом же поле, что как бы всё: «Ребята… пора…»

Е.КЛИМЕЦ: Пришел конец.

М. Длуги: Пришел конец, да. То есть каждая фигура что-то показывает. Показывает, что есть жизнь у шахматных фигур сама по себе. И это тоже интересно, так вот использовать этот момент. Потому что я не помню... Хотя много ребят пытаются в шахматах что-то сделать, но вот именно вытащить шахматы на искусство – это вот, мне кажется, интересно было бы. Вот следующая моя работа – я задумал продолжить вот такую тематику, где будут шахматные позиции.

Е.КЛИМЕЦ: О, это очень интересно было бы. Но вот сразу напрашивается вопрос. Когда я смотрю на остальные ваши работы и на последнюю, очевидно, что они все-таки отличаются значительно. Даже вот по какому-то стилю. И бросается в глаза, что предыдущие работы – они закругленные и замкнутые. А вот кажется ли вам шахматная доска замкнутым пространством или все-таки оставляете её открытой?

М.ДЛУГИ: Я, кстати, думал тут: поставить её на пьедестал, вот эту доску, - как бы закрыть фоном или оставить. В итоге я все-таки решил оставить как есть, потому что, мне казалось, что это больше выглядит как символ такой открытости шахмат. Это более интересно, чем показать на какой-то доске, что вот такая позиция возникла. Это как плакат, как символ такой. А следующая у меня работа задумана в виде сеанса одновременной игры, где будет много досок одновременно, из центра, как веером будут эти позиции играться. Будет довольно интересно.

Е.КЛИМЕЦ: Вы человек, у которого есть, грубо говоря, постоянная работа, который постоянно занят, шахматами увлекается. Когда вы находите время сесть и это нарисовать? И как долго это происходит? 

М.ДЛУГИ: Время всегда находится – было бы желание, на самом деле. У меня был период в жизни, когда я работал с семи до шести, был президентом шахматной федерации, работал в банке, при этом еще поигрывал в шахматы, учился в университете и воспитывал двух детей. Поэтому всё возможно – было бы желание, а время найдется.

Е.КЛИМЕЦ: Кстати, я думаю, фломастерами вы именно детям и обязаны, да?

М.ДЛУГИ: Ну, не знаю, нет. Обязан, может быть своей старшей дочке, да. Потому что мы вместе пошли в магазин и я увидел фломастеры: слушай, может фломастерами получится? И я купил набор фломастеров. Пошло.

Е.КЛИМЕЦ:  А сколько цветов обычно используете?

М.ДЛУГИ: Ой, много-много-много.

Е.КЛИМЕЦ: Много, да? То есть вы любите такие огромные наборы?

М.ДЛУГИ: Нет, ну вот тут всего семь цветов.

Е.КЛИМЕЦ: Семь, да?

М.ДЛУГИ: Черные фигуры – тремя цветами, белые – двумя, два фоновых, ну и черный. Да, восемь. Но это минимум. Если посмотреть, к примеру, сюда, то здесь уже двадцать.

Е.КЛИМЕЦ: Да, кстати, раскройте секрет: вот мы сейчас смотрим на картину «В поиске смысла» - вот что значит 2b не равно 2b?

М.ДЛУГИ: (смех)

Е.КЛИМЕЦ: Я мучаюсь этим вопросом сегодня.

М.ДЛУГИ: Ну, например, если вспомнить Гамлета, то получится «to be or not to be».

Е.КЛИМЕЦ: О, Боже! Ну всё, одну проблему мы сняли. А остальные, наверное, оставим нашим читателям. Как Максим говорил, они смогут найти для себя тут много загадок. А вы все-таки расскажите... Вот я раскрою секрет, что до нашего разговора Максим уже сказал, что разные работы ему нравятся в разное время, но давайте вот сейчас, вот в этот момент – какая вам нравится больше всего своя работа, гордитесь которой?

М.ДЛУГИ: Может быть, эта.

Е.КЛИМЕЦ: Ага, это работа «Тарантас».

М.ДЛУГИ: Мне нравятся цветовые решения, она такая легкая. Самое интересное, сегодня узнал, что слово «тарантас» по-английски «tarantass», с двумя «с». И означает springless carriage, то есть беспружинная повозка, лошадиная. То есть тут какое-то идет движение, какая-то вот динамика: куда-то там эта штука, повозка, мне кажется. Тарантас. Но на самом деле, я тарантас всегда использовал   детстве как какую-то штуку, которая куда-то идет, а не как повозку лошадиную, поэтому для меня здесь вот это значение. Ну, и тут какая-то непонятная история происходит, конечно, но мне нравится цветовая гамма. Но опять же, сегодня – это; завтра – может быть другая.

Е.КЛИМЕЦ: Но вы когда начинаете рисовать, вы уже знаете, что будет в итоге или…?

М.ДЛУГИ: Нет, нет, нет. Конечно, нет. Я просто рисую, дальше мне приходит идея, вплоть до момента, когда ставлю подпись. Которую тоже я придумал, кстати. Римские номера там получаются, 1555, например. Показалось, что это прикольно.

Е.КЛИМЕЦ: А-а-а… Да, кстати, много подводных камней, мне еще предстоит повнимательней на них посмотреть.

М.ДЛУГИ: Ну, шахматист писал, чего вы хотите.

Е.КЛИМЕЦ: Да, да, да. И деталей такое огромное количество. И все-таки мы сейчас на матче, и очень здорово, что много сопутствующих мероприятий, но все-таки главная цель нашего здесь нахождения – болеть за кого-то. Вот вы в этом матче за кого болеете? 

М.ДЛУГИ: Ну, я болею, за истину в шахматах. На самом деле, было бы приятно, если бы чемпионов мира становилось побольше. Поэтому, конечно, при том, что оба – и Боря, и Виши – мои друзья, я бы просто хотел, чтобы у Бори, который так старался, чтобы у него получилось в жизни. И конечно, если он  выиграет – это будет потрясающее событие в его жизни, поэтому небольшое предпочтение отдаю ему в этом матче с точки зрения за кого болеть.

...

Е.КЛИМЕЦ: Про шахматы поговорили, про искусство поговорили, вернемся снова к искусству. Какой ваш любимый художник, вообще по жизни? И какой-нибудь из тех, кого вы видели в Третьяковской галерее?

М.ДЛУГИ: Очень сложный вопрос. Мне нравится, очень… плеяда художников. Конечно, Густав Климт очень такой... прям красавец. Наверное, его могу выделить. А так могу перечислять и перечислять.

Е.КЛИМЕЦ: Понятно. Хорошо, тогда остановимся на одном, это будет любопытно – познакомиться с его творчеством тем, кто еще не познакомился. И мы тогда с вами прощаемся

М.ДЛУГИ: Спасибо.

Е.КЛИМЕЦ: Спасибо, это был Максим Длуги.


  


Смотрите также...

  • В пресс-центре матча на первенство мира Ананд - Гельфанд наш корреспондент Елена Климец встретила известных гроссмейстеров, а ныне бизнесменов - Максима Длуги и Жоэля Лотье. Они поведали мини-историю о том, как поспорили между собой после сделанных в сегодняшней партии ходов 1.d4 Nf6 2.c4 g6. Длуги говорил: "Будет Грюнфельд", Лотье возражал.

  • Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте! Это Chess-News. Как мне правильно напомнил Дмитрий Кокарев, начинали мы этот турнир разговором с ним, и вот сейчас заключительное интервью, уже в ранге победителя первого этапа Кубка России, - тоже с Дмитрием Кокаревым. По традиции, расскажите немножко, как этот турнир для вас проходил. Ведь все было непросто. Когда, в какой момент почувствовали, что можете выиграть?

  • Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News, кубок губернатора Саратовской области, и с нами на связи Александр Моисеенко, который сегодня закончил свою партию вничью. Александр, дайте короткий комментарий по поводу сегодняшней партии и о турнире в целом.

  • Американский бизнесмен и гроссмейстер Максим Длуги, около двадцати лет назад оставивший профессиональные шахматы, не исключает, что будет баллотироваться в президенты ФИДЕ. В интервью сайту Chesspro на вопрос "Если бы получил возможность что-то поменять в шахматах в глобальном смысле, что бы сделал?", гроссмейстер ответил так: "Чтобы изменить что-то глобально, нужно баллотироваться в президенты ФИДЕ.

  • Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News. Закончил свою партию в девятом туре Теймур Раджабов, он сейчас находится рядом со мной, и мы зададим ему несколько вопросов. Вы уже рассказали на пресс-конференции о том, что в целом довольны выступлением, может, не все получилось, как в некоторых партиях. Но не будем повторяться, а спросим у вас следующее. Вы сейчас уже взрослый состоявшийся человек, состоявшийся шахматист. Но в свое время вы прошли путем шахматного вундеркинда.

  • Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News, и рядом со мной Павел Смирнов – победитель «Донского рапида – 2013». Сначала такой, наверное, традиционный вопрос. Понятно, что первое место – это отличный результат. А вот насколько ты доволен своей игрой на этом турнире?

  • Разговор состоялся в минуты заключительной стадии девятой партии матча Гельфанд - Ананд.

    Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News, с нами Александр Мотылев, который сейчас попытается дать оценку сегодняшней партии и всего матча в целом. Его взгляд на этот матч. Начнем с партии.

  • Е.КЛИМЕЦ: Здравствуйте, это Chess-News, и мы на мемориале Таля. Сейчас идет первый тур, и уже на Мемориале первая интересная гостья – с нами Мария Манакова. Которая сейчас расскажет, каким образом она сегодня вообще попала в дом Пашкова, и поделится, какие партии на данный момент ей показались интересными


  • Запись прямого эфира: 27.03.2012, 17.15

    Е.СУРОВ: Не знаю, как вы, уважаемые слушатели, а я эту песню слушал на повышеной громкости. У нас в прямом эфире обещанная Елена Климец. Елена, здравствуйте. От вас сейчас, признаться, идет шум не меньший, чем от группы «Мумий тролль», прозвучавшей только что.

  • Е.КЛИМЕЦ: Михаил Витальевич, получается, похожий случай произошел сегодня – практически один в один с тем, что было с Марией Севериной.